Железнодорожный транспорт в Болгарии

В 1864 году началось строительство первой железнодорожной магистрали на территории Болгарии. Английская концессия "Паушилини" братьев Бырклей строили линию Русе-Варна длиной 224 км. Эта магистраль должна была способствовать развитию двух портов в городах Русе и Варна. Магистраль прошла по болотистым районам около Каспичан и Провадия, где насыпь создавали специально.

Линия Русе-Варна была открыта в 1866 году. По Берлинскому договору Княжество Болгария должна была выкупить магистраль за огромную сумму в 42 млн. лев,- сумму равную годовому бюджету Княжества. Другая важная магистраль Истамбул-Белово построена в 60-е годы XIX века, как начальный отрезок трансевропейской магистрали. Первый закон княжества о железнодорожном транспорте создан в 1885 году после 3-х месячного обсуждения в Народном собрании.

В те годы строительство железнодорожной магистрали, соединяющей крупные европейские города, становится важной задачей, поэтому в Вене проводится собрание "Конференция четырех" представителей Турции, Болгарии, Сербии и Австро-Венгрии, на которой обсуждался вопрос строительства новой магистрали Истамбул-Белград-Вена, по проекту Болгария должна была построить отрезок Вакарел-Цариброд.

В 1885 году парламент Болгарии объявляет тендер на строительство ж/д магистрали. Правительство Болгарии решает отказать иностранным компаниям и строить дорогу своими силами, помогая таким образом развитию национальной промышленности. Болгарский предприниматель Иван Гроздев создает первое "Болгарское строительное товарищество". Необходимые капиталы собирались через подписку (акции и облигации). В 1888 году в строительство Белово-Вакарел включается и правительство, и 12 августа линия была открыта. Так Болгария была соединена с Европой. Этот день считается и днем рождения Болгарской железнодорожной промышленности.

За первые 20 лет XX века в Болгарии было закуплено 4312 товарных и пассажирских вагонов и более 300 локомотивов. После объявления независимости в 1908 году 390 км железнодорожного пути было национализировано и изъято у собственников-иностранцев. В начале XX века вагоны были маленькие и разделены на купе, которые не сообщались между собой. Кондукторы всегда показывались неожиданно, как "черти из шкатулки". Раньше они носили по вечерам на груди маленькие керосиновые фонари. Сигнал об отправлении подавался колоколом на вокзале. И сейчас контролеры в Болгарии появляются достаточно неожиданно, но в отличие от российских, они достаточно лояльно относятся к Вам: если не успели купить билет, вы оплачиваете его в вагоне.

После второй Мировой войны строительство развивается стремительно. За 50 лет в Болгарии ввели в эксплуатацию более 3000 км рельс. В 1952 году пускается в эксплуатацию подбалканская линия с первым в Болгарии туннелем Козница длиной около 6 км. В 1963 году пустили первый электрифицированный участок София-Пловдив. В 1978 году открыта паромная переправа Варна-Ильичевск.

Железнодорожная сеть Болгарии сейчас состоит из более 4300 км железнодорожных линий, 4055 из которых со стандартной шириной между рельсами (1435 мм), останальные узкоколейки (960 мм).

Для удовлетворения потребностей пассажиров в Болгарии предлагаются различные виды железнодорожных перевозок: обыкновенные, быстрые, экспресс, международные (1-го и 2-го класса, "мягкие вагоны", для курящих и для не курящих пассажиров и т.п.). Предусмотрены большие инвестиции в улучшение комфорта, дополнительных удобств и др.