Поминальный храм царицы Хатшепсут

Храм царицы Хатшепсут

Поминальный храм царицы Хатшепсут считается наиболее удивительным монументом древнеегипетского зодчества, находится он в городке Луксор, у подножия скал Дейр эль-Бахри. Храм Хатшепсут был построен в середине II тысячелетия до нашей эпохи. Царица именовала храм «Джесер джесеру», другими словами «священнейший из священных».

Описание поминального храма

Храм царицы Хатшепсут является поистине удивительным результатом инженерии древних египтян. Он значительно отличается от храмов других египетских правителей. Необычность архитектуры храма вполне соответствует прецеденту появления на исторической арене женщины-фараона.

Храм находится вдалеке от строений других правителей, в глубине фиванского некрополя. Хатшепсут не соблюдала традиций - на границе пустыни и орошаемой территории построили громадный пилон, от которого к храму шла дорога шириной 37 метров.

Широкие наклонные дороги, заменяющие лестницы, разбивают весь комплекс на 2 части (южную и северную). На массивных балконах располагались открытые дворы, портики, также уходившие в толщу горы. В древности перед входом в храм на балконах был высажен сад, а дорога к храму проходила меж рядов сфинксов, сделанных из песчаника и раскрашенных яркими красками. Здесь были вырыты два священных озера, имеющих Т-образную форму. Чтобы войти в храм царицы, необходимо было миновать огромный обелиск. Само помещение храма было вырублено в известняковых горах.

Месторасположение храма Хатшепсут совсем не случайно: менее чем в ста метрах от него располагался схожий храм, который построил правитель XI династии Ментухотеп Небхепетр. Данного фараона считали родоначальником фиванских правителей, а Хатшепсут таким образом подчеркнула преемственность собственного правления, подтверждая законность своего пребывания на египетском престоле
.
Стены храма покрыты древнеегипетскими письменами и барельефами. Барельеф одного из балконов рассказывает об объединении Верхнего и Нижнего Египта. Одним из основных сюжетов барельефов второго яруса считается фантастическая ситуация рождения царицы. На камнях изображена сцена появления божества Амона, принявшего вид фараона Тутмоса I, в покоях матери Хатшепсут. Используя собственное божественное происхождение, царица с помощью этого намеревалась утвердиться на троне. Ту же задачу она преследовала, приказав наделить собственные скульптурные изображения в храме мужскими чертами. Хатшепсут изображена в мужском облачении с царской накладной бородой – атрибутом египетских фараонов. А колонны портиков дополняет грандиозная статуя царицы, представленной в виде египетского божества Осириса в белоснежной одежде. Руки царицы скрещены на груди, а в руках она держит монаршие скипетры.

Южный портик второго яруса повествует о знаменитой экспедиции в Пунт во всех подробностях. Живописцами был отчетливо изображен флот Хатшепсут, ландшафт Пунта, его великие царь и царица, подносящие дары Хатшепсут.
По обеим сторонам портиков находятся святилища Анубиса (властелина некрополей) и Хатхор (которой была посвящена земля Дейр эль-Бахри). Два святилища представляют собой гипостильные залы с двенадцатью колоннами, находящиеся на балконах, а также внутренние здания, уходящие в глубь скалы. Колонны святилища Хатхор были увенчаны капителями, изображающими лицо богини, а на стенах святилища была изображена фигура сидящего фараона Тутмоса II, которому лижет руку корова (считавшаяся священным животным богини Хатхор).